Просто о сложном

Мир на грани провала глобального налога на СО2 после волны политических игр Трампа

28 декабря, 10:57

В этом году должна была стать исторической эпохой борьбы за климат: впервые в истории международные договоренности о введении глобального налога на выбросы углекислого газа были на грани официального подписания. План казался практически готовым — страна за страной, международные организации и крупные корпорации готовились к переходу на более экологичные технологии. Однако, вмешательство США под руководством Дональда Трампа стало мощным ударом по этой инициативе, фактически остановив процесс и отодвинув вопрос декарбонизации морского транспорта на неопределенный срок.

Предпосылки появления глобального налога на СО2

Инициатива по внедрению глобальной системы налогообложения выбросов парниковых газов в морском секторе появилась как логичный шаг к выполнению обязательств по Парижскому климатическому соглашению. В 2023 году Международная морская организация (IMO) — агентство ООН, ответственное за регулирование глобальных морских перевозок — представила проект правил по достижению нулевых выбросов к 2050 году. Среди важнейших мер — введение платы за каждую тонну выбросов, превышающую установленные нормы, а также создание фондов для поддержки развития «зеленых» судов и альтернативных видов топлива в развивающихся странах.

По данным исследования Opportunity Green, за последние четыре года крупнейшие судоходные компании мира заработали более 340 миллиардов долларов прибыли. В то же время, налоги и сборы, которые платили эти компании, оставляли желать лучшего — средняя ставка налога на прибыль у крупнейших операторов составляла менее 10%, что значительно ниже глобального среднего уровня — около 21,5%. Такой разрыв подчеркивает низкую налоговую нагрузку и возможность обхода экологических требований через лоббизм и уклонение от налогов.

Механика и цели международной инициативы

Формат предложенного механизма включал в себя две важнейшие составляющие: налог на выбросы и торговлю квотами. В рамках этого проекта каждая страна или компания, в зависимости от уровня выбросов, могла либо платить фиксированный налог за каждую тонну CO2, либо использовать систему торговых квот, позволяющих компенсировать избыточные выбросы. Предполагалась также система поощрений для тех, кто использовал экологичные виды топлива и технологии, соответствующие новому «зеленому стандарту».

Многие страны и отраслевые объединения поддерживали инициативу. Европейский союз, Великобритания, некоторые африканские и карибские государства активно выступали за повышение экологических стандартов и внедрение налогов. Но внутри международных переговоров возникли разногласия: крупные экспортно-ориентированные страны, такие как Китай и страны с развивающейся экономикой, выступали за более мягкие и гибкие механизмы. В итоге предложили компромисс — двухуровневую систему: «верхний уровень» с использованием квот и «нижний» — с фиксированным налогом, а также систему вознаграждений для самых чистых судов.

Политика США и последовавшее противодействие

Когда казалось, что документ вот-вот будет принят, в апреле текущего года администрация Дональда Трампа неожиданно вышла из переговорного процесса. Официальные лица США начали оказывать давление на союзников и другие страны, угрожая введением новых тарифов, визовых ограничений, портовых пошлин и санкций против чиновников и участников голосования. В своём заявлении Трамп назвал предложение «глобальной зеленой мошеннической налоговой схемой». В социальных сетях президент также назвал инициативу «скандальной глобальной налоговой на shipping».

Противодействие США взорвалось волной критики и протестами со стороны стран, поддерживающих климатические инициативы. Но самое важное — оно фактически дезорганизовало процесс, и среди стран-участниц усилилось давление, чтобы отложить окончательное решение.

Несколько дней спустя в Саудовской Аравии было принято решение о вызове голосования о переносе обсуждений на год. В результате, 57 стран проголосовали за отсрочку, 49 — против, 21 — воздержались. Это означало, что механизм, предназначенный для борьбы с климатическими изменениями в морской индустрии, будет отложен минимум на один год. Такой исход стал поражением для международного климатического фронта и мощным сигналом о том, насколько уязвимы международные договоренности перед политическими играми.

Последствия для глобальной борьбы с изменением климата

Обозреватели отмечают, что американская позиция сыграла ключевую роль в блокировке соглашения. Специалист по климату и представитель международных организаций заявил, что действия США — «разрушительный удар» по многосторонним усилиям по декарбонизации морского транспорта и, в целом, по климатическому режиму.

Несмотря на временную задержку, многие эксперты призывают страны и далее работать над техническими деталями и подготовкой, чтобы обеспечить скорейшее принятие рамочного документа в следующем году. Помимо этого, в городах и портах по всему миру продолжаются инициативы по снижению выбросов через развитие зеленых коридоров, обновление портовой инфраструктуры и внедрение новых стандартов для грузовиков и судов.

Международный контекст и будущее

Отказ от масштабного глобального налога — не только политический провал, но и опасное свидетельство разлада в международной кооперации по климатическим вопросам. В условиях, когда крупнейшие экономики и экспортные страны продолжают бороться за свои интересы, инициатива по созданию единой системы налогообложения выбросов остается серьезной задачей.

Следующий крупный форум — COP30, который пройдет в начале следующего года в Бейле, Бразилия, — станет еще одним тестом на способность международного сообщества объединиться ради климатической борьбы. По мнению аналитиков, задержки и тактики отвлечения внимания могут лишь усугубить глобальную проблему, позволяя крупным игрокам избегать жестких обязательств.

Тем не менее, локальные инициативы городов и портов, а также усилия отдельных стран по развитию «зеленых» технологий, дают надежду на постепенное смещение глобального тренда в сторону устойчивого развития. Но весь мир должен помнить: задержки в принятии решений о глобальных налоговых инструментах — прямой путь к углублению климатического кризиса и разрушению экосистем.