Three more Chinese astronauts are now stranded in space following successful rescue of their colleagues
Многослойная сложность современных космических миссий вновь продемонстрировала свою опасность, когда три китайских астронавта оказались заблокированы на орбите после спасения своих товарищей. Этот инцидент вызывает серьезные вопросы о надежности и безопасности космических протоколов, а также подчеркивает необходимость усовершенствования систем экстренного возврата в условиях постоянного расширения присутствия человека в космосе. На сегодняшний день ситуация с экипажем миссии Шэньчжоу-21 обострилась до критической: они полностью изолированы от Земли, и пока не ясно, когда и как они смогут вернуться домой.

Обстоятельства инцидента и текущий статус экипажа
На орбите, на борту китайской космической станции Тяньгун, находятся три астронавта – Чжан Лу, У Фэй и Чжан Хунчжан. Их миссия началась 31 октября, когда их космический корабль Шэньчжоу-21 был успешно запущен ракетой Чжэнчжоу-2F. Целью была замена экипажа предыдущей экспедиции Шэньчжоу-20, который должен был завершить свою длительную миссию через неделю, 5 ноября. Однако, всего через несколько дней после успешного обмена, ситуация кардинально изменилась. Итоговая проблема возникла с возвращаемым модулем Шэньчжоу-20. Во время последней фазы возвращения, когда команда уже была готова к спуску, на их капсулу был зафиксирован удар предполагаемого космического мусора. В результате этого столкновения в камере была обнаружена трещина в иллюминаторе, что угрожало безопасности экипажа и вызвало необходимость срочного принятия решений. В итоге, спускной модуль Шэньчжоу-20 был вынужден остаться в орбите, а его экипаж — успешно вернулся на Землю в последний момент, использовав запасной капсулу Шэньчжоу-21, которая была для этого подготовлена заранее. В результате, Китай впервые за историю своей космической программы столкнулся с такой ситуацией: на орбите остались три астронавта без возможности безопасного возвращения.
Влияние инцидента на безопасность и протоколы китайской космической программы
Современные космические программы планируют множество сценариев, включая аварийные ситуации и непредвиденные обстоятельства. Однако, инцидент с Шэньчжоу-21 выявил, что протоколы и техническое оснащение китайского космоса могут иметь существенные недостатки. По информации источников, в распоряжении Центра управления полетами Китая еще не находится полноценная замена возвращаемого модуля для экипажа, что создает риск для жизни астронавтов в случае развития опасной ситуации на орбите.
Пока ведутся спекуляции относительно причин, по которым китайская космическая служба приняла решение оставить экипаж на орбите. Среди возможных объяснений — ограничения по размеру станции Тяньгун, которая в сравнении с Международной космической станцией (МКС) занимает лишь около 1/5 ее площади, а также логистика и технические сложности с запуском новых модулей. Эксперты также высказывают мнение, что в условиях ограниченного бюджета и невысокой прозрачности операционных процедур, риск для экипажа может оказаться недооцененным.
Текущие попытки устранения ситуации и возможные сценарии развития событий
По последним данным, Китайское агентство пилотируемых космических полетов (Китас) работает над запуском новой капсулы Шэньчжоу-22, которая должна стать «спасательным кораблем» для застрявших астронавтов. Предположительно, запуски запланированы на 24 ноября, однако точных данных о сроках и техническом состоянии этой капсулы пока нет. В случае успешного прибытия, она сможет выполнить процедуру забора экипажа и безопасного спуска на Землю.
Если же запуск капсулы задержится или произойдет какая-либо непредвиденная ситуация (например, повторное столкновение с космическим мусором или повреждение станции), то астронавты могут оказаться в очень опасной ситуации. В таком случае, остается возможность использования поврежденного модуля Шэньчжоу-20, который, согласно источникам, разделен на три части: модуль с системами жизнеобеспечения, жилой отсек и спасательный модуль. При условии, что поврежденное стекло или другие части не препятствуют основной части возвращения, экипаж может быть эвакуирован именно этим модулем, хотя вероятность такого сценария остается под вопросом.
Анализ аналогичных ситуаций в космической индустрии
Инциденты с заблокированными на орбите экипажами не являются новыми для космической индустрии. Самым известным случаем остается история с астронавтами НАСА — Сунили Уильямс и Бутчем Уилмором, которые в марте вернулись на Землю после почти девяти месяцев изоляции на МКС. Также не менее драматичным стал случай с Фрэнком Рубио, который в течение более чем года оставался на орбите из-за неисправности транспортного корабля. Однако, в этих случаях спасение было обеспечено запасными капсулами, уже находящимися в составе станции, что резко снизило риски для экипажа.
В ситуации с Шэньчжоу-21, всё иначе. Отсутствие подготовленной системы для немедленного возвращения создает уникальную опасность, поскольку экипаж вынужден ждать прибытия нового модуля или доработки существующих систем, что не гарантирует их безопасность в случае ухудшения ситуации. Это поднимает важнейшие вопросы о проектировании и планировании безопасности для пилотируемых космических миссий при возрастном и техническом износе космических аппаратов.
Наука, технологии и перспективы улучшения систем спасения
Современные исследования в области космической безопасности направлены на создание автономных систем экстренного спасения, способных быстро реагировать на любые угрозы. В частности, активное разрабатывается концепция многоразовых спасательных капсул, способных подключиться к станции в автоматическом режиме и вывести экипаж на Землю с минимальной подготовкой. Также ведутся работы по усилению защиты кораблей от космического мусора: разработка новых материалов и систем обнаружения и отклонения опасных объектов.
Международное сотрудничество в этой области предполагает обмен технологическими разработками и создание глобальных систем мониторинга околоземной области. Например, создание сети наблюдения за космическим мусором, включающей спутники и наземные станции, поможет своевременно обнаруживать опасные объекты и предотвращать столкновения. Однако, в контексте китайской программы такие разработки пока находятся в стадии активных исследований и требуют значительных инвестиций и международного сотрудничества.
Выводы и рекомендации
Ситуация с застрявшими в космосе тремя китайскими астронавтами — тревожный сигнал для всей мировой космической индустрии. Необходимость усовершенствования систем аварийного спасения, а также повышение прозрачности и международного сотрудничества являются одними из ключевых мер для предотвращения подобных инцидентов в будущем. Важно помнить, что космос — это не только технологическая сфера, но и область, где человеческое право на безопасность должно оставаться в приоритете. Возможно, эта ситуация станет толчком к более ответственному подходу к разработке протоколов и систем жизнеобеспечения для пилотируемых миссий на долгие сроки.