Chimps develop fashion trend by shoving grass in their ears — and in their butts
В мире животных часто сталкиваются с необычными феноменами, которые порой кажутся полностью противоположными здравому смыслу или даже биологической целесообразности. Однако последние исследования выявили удивительную тенденцию — шимпанзе (Pan troglodytes) начали использовать траву и палки в качестве модных аксессуаров, вставляя их в уши и даже в задний проход. Этот феномен не только удивляет ученых, но и ставит под сомнение множество стереотипов о поведении человекообразных приматов. Разберемся детально, что же стоит за этим странным модным движением и какие выводы можно сделать на его основе.

Появление и развитие необычной привычки
Истоки этого феномена можно проследить еще в 2010 году, когда наблюдения за группой шимпанзе, содержащихся в заповеднике Chimfunshi в Замбии, впервые зафиксировали вставление травы в ухо. Тогда это носило скорее экспериментальный характер, а behaviour (поведение) оставалось единичным случаем. Однако уже в 2014 году ученые отметили, что этот акт стал распространенным среди нескольких особей во внутренней группе, что указывало на его возможное превращение в культурную традицию.
Интересно, что впоследствии у другой группы в том же заповеднике было зафиксировано появление "тренда" вставлять траву в задний проход. Этот феномен кажется необычным, поскольку подобное поведения в природе не замечено у диких шимпанзе, живущих в их естественной среде. Исследователи предполагают, что эти привычки начали распространяться под влиянием контактов с обслуживающим персоналом — людьми-учителями, к которым шимпанзе очень привязаны.
Социальное распространение и влияние человека
По словам руководителя исследования, профессора Эдвина ван Лейвена из Утрехтского университета в Нидерландах, поведение "вставлять траву в уши" вероятно возникло из-за подражания человеческим привычкам. "Некоторые ухаживающие за ними сотрудники рассказывали, что иногда они вставляли траву или спички в уши для очистки, и обезьяны, видимо, заметили этот момент," — отметил ученый. Так или иначе, после наблюдения за поведением в нескольких группах было установлено, что шимпанзе начали не только копировать, но и экспериментировать, добавляя к этой традиции новые вариации.
Что особенно интересно — в рамках исследования было зафиксировано, что один из самцов по имени Джума стал инициатором появления варианта с травой в заднем проходе. Начав с нескольких особей, эта практика распространилась почти на всю группу за считанные дни. Этот казус показывает, что у наших древних родственников развилась разновидность "фэшн-движения", где социальное признание и принадлежность стали важнее практической цели.
Функциональность и возможные причины поведения
На первый взгляд, такое поведение кажется бессмысленным или даже вредным, ведь вставлять траву или палки в уши или задний проход без очевидной медицинской задачи — рискованно и потенциально травматично. Однако специалисты-этологи (ученые, изучающие поведение животных) предполагают, что эти действия могут служить нескольким социальным и психологическим функциям:
- Укрепление социальных связей: по аналогии с человеческими модными течениями или ритуалами, подобные поведения могут демонстрировать принадлежность к группе и укреплять межличностные отношения.
- Выражение индивидуальности или статуса: выделяясь оригинальными аксессуарами, особи показывают свою уникальность и статус внутри группы.
- Создание социальной идентичности: подобные тренды могут служить способом самовыражения, а также способом взаимодействия и коммуникации между особями.
Выдвигается также гипотеза о том, что такие забавные и, казалось бы, бесполезные привычки помогают устранять стресс или скуку у обезьян, у которых в неволе зачастую создается избыток свободного времени. В условиях дикой природы, где каждый день насыщен поиском пищи и борьбой за выживание, подобные развлечения вряд ли могли бы возникнуть.
Научные наблюдения и эксперименты
За 12 месяцев наблюдений ученым удалось зафиксировать, что к настоящему времени лишь две особи из первоначальной группы продолжают вставлять траву в уши — это, по сути, свидетельство того, что действие приобрело характер ритуального поведения и даже традиции. Среди них — дочь Julie, которая впервые внедрила эту привычку, и несколько ее товарищей по группе.
Интересно, что у второй группы, которая долгое время не демонстрировала подобной активности, недавно появился новый тренд — вставлять траву в задний проход. По мнению исследователей, это связано с компанией, которая активно демонстрирует социальное обучение, а также с возможным подражанием среди младших статусов. Согласно их данным, активное распространение нового поведения произошло всего за одну неделю, что указывает на высокую скорость социального распространения привычек в шимпанзовых сообществах.
Почему именно в неволе?
Отвечая на вопрос, почему подобные феномены наблюдаются именно у содержимых в неволе шимпанзе, ученые указывают на роль окружающей среды. В дикой природе шимпанзе заняты заботой о выживании: поиск пищи, защита территорий, борьба с врагами. В неволе зачастую освобожденные от этих задач, они имеют больше свободного времени и меньше стрессовых факторов. В результате, среди них могут развиваться неинстинктивные, культурные формы поведения, которые у их диких сородичей были бы недопустимы или невозможны.
Также, по словам специалистов, содержание в неволе способствует более тесному взаимодействию с людьми, что добавляет новые культурные слои в поведение обезьян. Возможно, что именно этот фактор способствует возникновению современных "фэшн-трендов", таких как вставление травы в уши и задний проход.
Что говорят ученые и какой вывод можно сделать?
Изучение подобных феноменов помогает понять, что социальное обучение — мощный механизм, присутствующий не только у человека, но и у наших ближайших родственников. Учитывая, что подобные привычки проявляются без очевидной практической пользы, можно предположить, что у обезьян существует склонность к экспериментам, формированию групповых традиций и подражанию, что способствует социальной сплоченности.
Как отмечают эксперты, эти открытие могут дать важные ключи к пониманию становления культурных традиций у человека, а также эволюции социального поведения. В случае с шимпанзе — это яркое подтверждение того, что даже в самых необычных и странных формах могут скрываться социальные функции и психологические потребности, важные для формирования социальной идентичности.
На сегодня ученые продолжают наблюдения и обсуждают, что же именно стимулирует этих обезьян к подобным экспериментам. Важно отметить, что подобные исследования помогут в будущем лучше понять, каким образом и почему формируются социальные и культурные традиции в человеческом обществе, а также какую роль играет окружающая среда в развитии поведения животных.