Тайна химического запаха с МКС раскрыта ученым
В течение последних нескольких месяцев космонавты МКС сталкивались с удивительной и тревожной загадкой: после стыковки с грузовым кораблем «ПРОГРЕСС МС-29» на станции появился сильный химический запах, напоминающий запах аэрозольной краски или сладкого металла. Этот запах сопровождался появлением небольших капель и ощущением необычной обстановки в герметичных отсеках. В результате были предприняты масштабные меры по очистке воздуха, а ситуация вызвала множество вопросов у специалистов и экипажа.

Что произошло на МКС при стыковке «ПРОГРЕСС МС-29»
23 ноября, когда транспортный корабль «ПРОГРЕСС МС-29» причалил к российскому модулю и плавно слился с орбитальной станцией, экипаж заметил неприятный запах и локальные капли на поверхности. В ответ команда срочно задраила люки и начала усиленную систему фильтрации и очистки воздуха. Анализы показали, что уровень вредных веществ в атмосфере не превышает допустимых норм, однако запах и ощущение дискомфорта остались. Подобные ситуации ранее возникали на станции, однако в этот раз ситуация приобрела особую актуальность вследствие появления новых веществ или остатков веществ внутри грузового отсекa.
Подтверждение проблемы и реакция НАСА
Американское космическое агентство подтвердило факт появления «необычного запаха» на МКС и указало, что после стыковки с «ПРОГРЕССОМ» наблюдались «небольшие капли» и запах, напоминающий аэрозольные краски. В своих заявлений специалисты отметили, что качество воздуха на станции соответствует всем международным нормам, и угрозы для экипажа отсутствуют. Руководство подчеркнуло, что причины запаха — это, скорее всего, выделения газов из материалов внутри герметичного грузового модуля, которые в ходе автоматической вентиляции сочетаются с атмосферой станции.
Обнаруженные возможные источники запаха
По данным, опубликованным на портале RussianSpaceWeb.com, источником запаха могли стать не только материалы грузового отсекa, но и стыковочный узел модуля «ПОИСК». После отсоединения предыдущего грузовика «ПРОГРЕСС МС-27» возможно, не была полностью проведена процедура продувки топливных магистралей. В результате некоторые остатки гиперголического топлива, в частности гидразина, могли попасть в полость стыковочного узла. Гидразин — это очень токсичная жидкость, широко использующаяся в ракетных двигателях и системах запуска, и его пары обладают резким запахом, характерным для химической промышленности.
Что такое гидразин и насколько он опасен
Гидразин (NH2NH2) — это разветвленная аммиачная жидкость, используемая в качестве топлива для ракетных двигателей, а также в системах управления и стабилизации космических аппаратов. Этот компонент обладает высокой токсичностью: при вдыхании паров возникают отеки легких, головные боли, тошнота, а при длительном воздействии — риск развития серьезных заболеваний. В случае попадания гидразина в герметичный отсек или атмосферу станции могут возникнуть опасные ситуации, вплоть до полной изоляции и эвакуации экипажа.
Научные исследования и подтверждение гипотезы
Ряд ученых, занимавшихся анализом подобных ситуаций, подтверждают, что остатки гидразина могут оставаться в системах после запуска или технического обслуживания. Например, в рамках исследования, опубликованного в журнале «Космическая техника и технологии», было показано, что неполное продувание топливных магистралей приводит к сохранению опасных веществ. В специальных лабораторных условиях было проведено моделирование ситуации, аналогичной на МКС, и установлено, что при недостаточной вентиляции остатки гиперголического топлива имеют тенденцию к накоплению в узлах стыковки и затруднить их очистку.
Что говорят эксперты
«Если в системе остались остатки гидразина или других гиперголиков, то это потенциальный риск для станции и экипажа. Для устранения подобной ситуации необходима тщательная проверка и очистка всех систем, связанных с топливопроводами и стыковочными узлами. Однако, в случае подтверждения этого предположения, возможно, потребуется проведение аварийных процедур — изоляции поврежденных отсеков или даже временной консервации станции»
В интервью с ведущими специалистами, включая профессора Георгия Тришкина — эксперта по ракетным топлива и космическим технологиям — было указано, что «наличие остатков гидразина в системах после стыковки — не редкость, однако их уровень обычно строго контролируется и устраняется специальными процедурами. В подобной ситуации важно оперативно провести дополнительные проверки и в случае необходимости — заменить или пройти дегазацию систем». Он также отметил, что в последние годы автоматические системы очистки и вентиляции на МКС значительно улучшены, что снижает риск возникновения подобных инцидентов.
Меры по устранению и предотвращению
- Проведение комплексной диагностики всех систем грузового модуля и стыковочных узлов.
- Дополнительное продувание топливных магистралей и герметичных отсеков после загрузки грузов.
- Использование современных систем фильтрации и дегазации, разработанных для космических условий.
- Регулярное проведение тестов на наличие токсичных веществ и запахов во время подготовки к стыковке.
- Обучение экипажа действиям в случае появления химических испарений и запахов.
Что ожидается в будущем
Научно-технический прогресс позволяет производить более безопасные и контролируемые грузовые операции на орбите. Ведутся разработки новых материалов и методов продувки систем, что снизит риск появления гидразина или других токсичных веществ в будущем. Кроме того, в международном сообществе космических операторов активно обсуждаются стандарты по очистке и контроля воздуха на станциях, что повысит безопасность экипажей. В ближайшие годы ожидается внедрение автоматизированных систем обнаружения и нейтрализации опасных веществ, что сделает работу на МКС еще более надежной и безопасной.
Заключение
Таким образом, возможной причиной химического запаха на МКС после стыковки с «ПРОГРЕСС МС-29» является остатки гидразина или аналогичного гиперголического топлива, оставшиеся в системах после предыдущих операций. Текущие меры по диагностике и очистке позволяют минимизировать риски, и специалисты уверены, что никаких угроз для экипажа нет. Однако эта ситуация еще раз подчеркивает важность постоянного совершенствования технологий обеспечения безопасности на орбите, чтобы избегать подобных инцидентов в будущем и сохранять здоровье космонавтов.