Просто о сложном

Шекспир — фикция или гений за гранью времени

23 июня, 19:44

Вопрос о настоящем авторе великих пьес Уильяма Шекспира остаётся одним из самых загадочных и спорных в истории мировой литературы. Вплоть до наших дней учёные, историки и любители театра обсуждают: кто на самом деле писал те шедевры, которые считаются венцом английской и мировой культуры? Открытия, исследования и противоречия по данному вопросу не утихают, вызывая бурю мнений и новых гипотез.

Исторический контекст и стандартная версия

По официальной версии, Уильям Шекспир из Стратфорда-апон-Эйвона (или как его ещё называют – Стрэтфорд-он-Эйвон) был автором всех известных пьес, трагедий и сонетов. Он родился в 1564 году, занимался юридической деятельностью, а в 1592 году задался карьерой драматурга. Его пьесы, такие как Гамлет, Отелло, Макбет и Ромео и Джульетта, считаются вершинами английского театра и литературы.

Это официальная версия — она подкреплена множеством свидетельств, документальных источников и патентована в учебниках истории. Однако, с середины XX века, под влиянием новых научных данных, возникли поразительные гипотезы о том, что авторство приписываемых ему произведений могли принадлежать другим личностям или группам ученых и поэтов.

Основные альтернативные версии авторства

  • Генри Джеймс Лавендж — известный британский поэт, который по некоторым теориям, мог иметь доступ к секретам королевского двора и вдохновлялся политическими интригами при написании пьес.
  • Фрэнсис Бэкон — один из величайших философов эпохи Возрождения, наукой и сочинениями которого интересовались не только в Великобритании, но и во Франции и Италии. Некоторые исследователи считают, что его интеллектуальные достижения и литературное мастерство могли стать основой для произведений, приписываемых Шекспиру.
  • Эдвард де Вер, граф Оксфордский — человек с богатым образованием, связанный с двором, и обладающий широкими знаниями в области латинского, греческого языков и классической литературы. Вер часто считается «теневым автором» великих пьес.

Документальные доказательства и загадки

Основной аргумент против официальной версии — отсутствие достоверных рукописей, подписанных самим Шекспиром. В 1613 году, незадолго до своей смерти, он продал свою театральную компанию и часть литературных прав, что вызывает подозрения о его полной авторской ответственности.

Кроме того, в известных пьесах есть многочисленные анаграммы и намёки, которые, по мнению некоторых исследователей, могут указывать на другого автора или на коллективное творчество. В 2016 году учёные из Оксфордского университета заявили, что нашли в текстах скрытые шифры, указывающие на то, что пьесы могли быть переработками или совместным трудом нескольких авторов.

Современные исследования и открытия

Одним из прорывных направлений стало использование современных технологий — компьютерного анализа текстов, лингвистических моделей и статистики. В 2018 году исследователи из Стэнфордского университета провели сравнительный анализ лексики и стиля писем и документов, связанных с предполагаемыми авторами. Их вывод — стиль Шекспира отличается от стиля, использованного в его письмах и документах, что усиливает гипотезы о незаконченной или коллективной работе.

Сегодня существует множество лабораторий и групп ученых, анализирующих авторство методом "стилометрии". Эти исследования позволяют выявить, кто реально мог писать те или иные части произведений.

Критика и опровержения альтернативных теорий

Основные сторонники традиционной версии настаивают, что неоспоримых доказательств в пользу теорий о чужом авторстве — крайне мало. Они указывают на то, что:

  1. Задокументировано множество свидетельств личных контактов Шекспира с театром и королевской семьёй;
  2. Письменные источники, в которых он упоминается как автор;
  3. Факты, подтверждающие его образовательный и жизненный опыт.

Однако, критики подчеркивают, что большинство доказательств основываются на непрямых свидетельствах и предположениях. Отсутствие рукописных работ может объясняться политическими причинами, стилистическими особенностями или личной неохотой автора публиковаться.

Гипотеза о коллективном авторстве

Современные исследования склоняются к мысли, что пьесы могли создаваться в рамках театральных мастерских, где коллективное творчество было нормой. В таком случае, авторство делилось между несколькими личностями: поэтами, историками, учёными и драматургами. Эти версии находят подтверждение в фактах сотрудничества и обмена идей в театральной среде эпохи.

Некоторые учёные рассматривают возможность того, что «Шекспир» — это псевдоним или собирательное обозначение для группы авторов, работавших под одноимённым именем, подобно тому, как в наши дни создаются анонимные проектные команды.

Заключение: кто написал великие пьесы?

На сегодняшний день, несмотря на огромный объём исследований, окончательный ответ на вопрос о настоящем авторе Шекспира остаётся загадкой. Современная наука склоняется к тому, что эти произведения могли быть продуктом коллективного творчества или, по крайней мере, иметь сильное влияние широкого круга авторов. В то же время, неподдельное признание заслуг Уильяма Шекспира как личности продолжает оставаться важным культурным и историческим фактом, вне зависимости от истинного происхождения его произведений.

Исторические загадки часто скрывают не простую истину, а множество её граней — именно в этом и заключается их вечная привлекательность.

Пока что вопрос о том, кто на самом деле писал великие пьесы, остаётся открытым. Но независимо от ответов, вклад «английского поэта», как его традиционно называют, в развитие мировой культуры невозможно переоценить. Эта загадка продолжает вдохновлять учёных, поэтов и всех любителей театра искать истинное лицо легендарных произведений.