Просто о сложном

Мозг или его отсутствие: способны ли бесмозглые животные мыслить?

26 декабря, 11:14

Создания вроде морских звезд, медуз, морских ежей и анемонок не обладают мозгом, однако они успешно ловят добычу, чувствуют опасность и реагируют на окружающую среду. Возникает вопрос: означает ли это, что бесмозгие животные могут мыслить? Или их поведение — простая реакция на стимулы, не предполагающая активного когнитивного процесса? Эта тема давно вызывает интерес учёных, ведь изучение таких животных ставит под сомнение наши представления о необходимости мозга для «мышления».

Что означает «мышление» и как его определить?

Понятие «мышление» — одна из самых сложных и неоднозначных в науке. Для психологов, нейробиологов и философов оно включает в себя такие процессы, как решение задач, запоминание, планирование, узнавание и ассоциативное обучение. Впрочем, у каждого из специалистов есть свои критерии, и зачастую трудно сказать, что именно можно считать проявлением мышления у животных без мозга или с очень простым нервным аппаратом.

К примеру, учёные используют термин «когниция» — более широкое понятие, охватывающее любые формы обработки информации. В этом смысле все живые организмы, которые хотя бы умеют реагировать на внешние раздражители, демонстрируют некий уровень когнитивных способностей. А вот вопрос о «мышлении» как о внутреннем диалоге или осознанных процессах остаётся дискуссионным.

Обнаруженные способности бесмозглых животных

Многие исследования показывают, что даже у самых примитивных организмов есть удивительные способности к обучению, памяти и распознаванию. Например, морские звёзды, которые не имеют центрального мозга, умеют чувствовать свет и реагировать на него: при помощи своих роговидных ног они обнаруживают и захватывают пищу. Аналогично, морские ежи и иглокожие используют диффузные нервные сети, распределённые по всему телу, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.

Интересно, что многие бесмозглые организмы могут формировать условные рефлексы. В одном из экспериментов учёные обучили морскую анемону связывать световой сигнал с ударом слабого тока — в результате анемона стала реагировать на свет, сокращаясь, даже без сопутствующего раздражителя. Это свидетельство наличия элементарной формы памяти и способности к ассоциативному обучению.

Нервные сети и их роль в «мышлении»

У морских анимонок и медуз есть так называемые «распределённые нервные сети» или «нервные сети-оболочки». В отличие от человека, у них нет централизованного мозга, зато нейроны расположены по всему телу, образуя сложные, параллельные цепочки. Эти системы позволяют им не только ориентироваться в пространстве, но и реагировать на опасность, искать пищу и даже узнавать других представителей своего вида.

"Нервная сеть может обрабатывать сенсорную информацию и генерировать организованные моторные реакции — например, плавание, сокращение мышц, прием пищи или жаление — эффективно выполняя интеграцию информации без наличия мозга."

Исследования показывают, что у таких животных возможна даже элементарная форма обучения. Например, у гидр — маленьких пресноводных существ — обнаружены признаки запоминания и распознавания окружающей среды.

Обучение и память у бесмозглых организмов

Учёные давно зафиксировали, что у анемонок и гидр проявляются функции даже более сложные, чем простая реакция на стимул. Так, исследования, проведённые командой профессора Симона Шпрехера из Университета Фрибурга, доказывают, что анемоны могут не только запоминать, но и формировать ассоциации — связывать два ранее никак не связанных сигнала. В эксперименте их обучали реагировать на свет, связывая его с ударом. В итоге анемоны начали сокращаться даже при видах света, без реального удара.

Более того, анемоны способны отличить своих генетически идентичных соседей и изменить свою агрессивность в их присутствии — что говорит о способности к распознаванию «себя» и «чужого».

Исследования также показывают, что у бесмозглых животных есть способности к распознаванию объектов, условно говоря, «приобретения опыта». Например, у кубической медузы (Chironex fleckeri) выявлено обучение визуальным сигналам, что помогает ей избегать препятствий, сталкиваясь с ними в процессе движения.

Могут ли бесмозглые животные думать?

Ответ на этот вопрос — один из самых сложных. Как отметил учёный-нейробиолог Йен Бьелецки из Университета Киля (Германия), считается, что «обучение и память могут осуществлять даже одиночные нейроны». Это означает, что наличие мозга — не обязательное условие для элементарной обработки информации.

С другой стороны, привычное понимание «мышления» предполагает сознательную и осмысленную деятельность, связанной с саморефлексией и планированием. В этом аспекте, многие учёные считают, что бесмозглые организмы пока не демонстрируют таких сложных когнитивных функций.

Вместе с тем, профессор Карл Ченг из Австралийского университета Маккуари, подчеркивает: «Наука избегает использования слова «мышление» в отношении животных без мозга, потому что оно вызывает ассоциации с внутренняя деятельностью человека. Но в широком смысле, любое взаимодействие с информацией — уже форма когнитивной деятельности, или, проще говоря, «мышление»». По его мнению, «даже самые простые формы жизни» обрабатывают информацию для поддержания жизни.

Что говорят современные исследования?

На сегодняшний день учёные сходятся во мнении, что у бесмозглых животных могут быть проявления базовой когнитивной деятельности — запоминание, обучение, распознавание. Однако, говорить о наличия у них «мышления» в привычном нам понимании, скорее всего, неправильно. Это скорее действия, основанные на древних биологических механизмах, позволяющих им выживать, а не активные процессы внутреннего мышления или сознания.

Значение этих открытий огромно: они расширяют наши представления о природе интеллекта и памяти, показывают, что мозг нужен не для любой формы обработки информации, а только для более сложных уровней познания. Вполне возможно, что навыки распознавания, обучение и даже примитивное «мышление» — это эволюционные механизмы, существующие у самых первых животных.

Заключение

Таким образом, бесмозглые животные, такие как анемоны, гидры и медузы, демонстрируют удивительные способности к обучению и памяти, что говорит о наличии у них элементарных форм когнитивных процессов. Однако, говорить о «мышлении» в полном смысле слова пока рано, так как это подразумевает наличие сознания и внутреннего диалога, которых у них, скорее всего, просто нет.

Тем не менее, исследования продолжаются, и, возможно, будущие открытия изменят наши взгляды на природу мышления. Важно помнить, что природа разнопланова и удивительна, а границы между простыми реакциями и сложным мышлением до сих пор остаются предметом научных дебатов.